Серия картин "Музей нового Ренессанса" американской художницы Мэри Эллен Крото направлена на подрыв "естественного" впечатления от искусства периода Возрождения. При помощи ряда подмен художница ставит под вопрос объективность искусства Возрождения и делает очевидной патриархальную, культурно и исторически обусловленную суть ренессансных идеалов красоты, святости и чести.


Суд над Парисом, 1997.
Картина выворачивает наизнанку античный миф, растиражированный в сотнях пересказов на художественный лад, историю о том, как пастух Парис (пускай и царский сын, но овцепас на тот момент) выносил свой судейский вердикт в соревновании по красоте между тремя богинями: Герой, Афиной и Афродитой. Простой смертный мужского пола закрепляет за собой право оценивать внешность могущественных богинь. Могущественные богини необъяснимым образом прислушиваются к ничтожному мнению простого смертного мужского пола о своей внешности или сексуальной привлекательности. Нет ли в этом парадокса? Мэри Эллен Крото отвечает: "Парадокс есть!" - и ставит вещи на свои места. "Кто ты такой, чтоб нас судить?" - вот правильная постановка вопроса для настоящей женщины.



Святая Лорена, 1996.
Старая мифология по-патриархальному парадоксальна и нерелевантна нынешнему положению вещей. Хватит терпеть гендерный дисбаланс в сонмах святых и преклонение перед покорностью мучеников. Приходит время для создания новой мифологии.
Святая Лорена - глубоко чтимая за твердость духа и силу убеждения покровительница женщин, находящихся или прошедших сквозь насильственные отношения. Ее потенциальная мученическая смерть от рук Джона Боббита была эффективно отменена решительным и прицельным использованием ножа. Святая изображена награждаемой лавровым венцом двумя херувимицами. Ее отказ от мученичества - главная причина ее вознесения. На этом полотне художница изображает себя в образе Святой Лорены, что символизирует личную идентификацию с этой святой, которую ощущают многие женщины.
(Дело Лорены и Джона Боббитов: громкое дело начала 90-х, связанное с домашним насилием и пенэктомией. Закончилось оправдательным приговором для Лорены.)


Благовещение, 1997.
"Радуйся, дева Мария!" - обычно лицемерит с классичесских полотен крылатый посланник, - "Наш добрейший бог в своем желании стать, наконец, отцом, не оставил тебе выбора, отобрал контроль над твоим телом, решил использовать его для восполнения своей нужды в наследнике на Земле и, в общем, совершил над тобой репродуктивное насилие. Не обижайся, это твой долг и предназначение." Странно было бы не обидеться. Современная женщина, наконец владеющая естественным и неотчуждаемым правом на свое тело и матку, а также доступом к средствам репродуктивного контроля, указывает наглецу на дверь: "Вон, ублюдок! My body is mine, not yours!"
*В образе крылатого наглеца с фетусом в левой ладони изображен Рэндалл Терри, американский антиабортный фанатик.

http://artfem.livejournal.com/1899.html